Пшшш-пшшшш, на связи foxrope!
Словоблудие
Подсаживайтесь поближе и давайте то ли разберёмся, то ли запутаемся и выпутаемся из всего существующего словоблудия с этими усами! Для начала оставлю ссылку на статью об усах в промальпе от нашего с вами коллеги: https://guru-st.ru/blog/usy_v_promalpe . Рекомендую ознакомиться, если ещё нет; ну и так как своё основное несогласие я вижу в подборе терминов в статье, с них и начнём.
Основные термины, где я вижу больше всего путаницы , когда речь касается высотных работ: ус и строп. Как я предлагаю поделить всё это для простоты восприятия хотя бы в контексте хотя бы этой заметки? Всё что заводское - строп, всё то, что мы сами к обвязке привязали безо всяких сшивок - ус; и да, узлы здесь - основной критерий, пожалуй. То есть даже если сшивка на куске динамики сделана товарищами по вашей просьбе, и эта вся история, понятное дело, не сертифицирована - всё равно предлагаю назвать это стропом.
Это просто, а давайте чуть усложним? «Сам», «самка», «самостраховка» - это термин, который новоиспеченные промальпы всё реже встречают, и оно именно про усы. То есть, то, чем мы сами страхуемся, а значит то, что не даёт упасть нам куда-то откуда-то - вроде пристегнулся и норм, а то, на чём мы позиционируемся и оно должно быть в нагруженном состоянии - строп.
Теперь открываем сайты Petzl, Kong, C.A.M.P., SR, etc. - везде либо строп позиционирования, либо строп с амортизатором и в разделах для высотных работ за малейшими исключениями(Венто) всё там - это стропы позиционирования; далее они уже разделяются на регулируемые и нерегулируемые. Причём заметьте, что на сайтах тех же производителей есть и «усы самостраховки», они прошитые и стоят как чугунный мост, только размещены они все в разделе «спорт» - здесь, как мне кажется, их не переименовывают в угоду спортсменам и терминологии, к которой все привыкли, а нас, промальпов подталкивают к терминологии, которая существует в приказах и прочих регулирующих деятельность документах.
Тут нужно сделать небольшое отступление: если мы видим два изделия со сшивками, то как понять, что оно нам не подходит? (Подводил-подводил базу для разделения, скажете вы, как вдруг! В интернетах и жизни вы натолкнётесь на изделие со сшивкой, которое подписано как самостраховка или ус самостраховки. И что делать-то, что делать?(с)) Всё просто - если у изделия большая петля, явно рассчитанная на полусхват в спортивную «беседку», то нам оно ни к чему - пусть спортсмены с этим разбираются, наше, промальповское имеет маленькие петли, чтобы мы к своим обвязкам стропы эти крепили через соединительные элементы(карабины).
Короче, всё, что промальповское заводское и с этими самыми сшивками - строп.
С терминами +/– разобрались, как я думаю, а если не разделяете такой подход, то каши мы не сварим((
Что подтолкнуло писать эту статью, вроде, тоже понятно - кто-то в интернетике был не прав, и меня понесло. Ну а как оно работает, сколько чего нужно, для чего нужно и нужно ли вообще - давайте копать дальше.
Как оно(ус) работает?
Берёте два куска динамической верёвки с сертификатом EN 892 и вяжете усы. на себе, то есть к брюшной точке, привязываете эти концы "восьмёркой"-проводником, а карабин на другом конце фиксируете петлёй на основе "барреля", причём я бы рекомендовал три обноса. Если у вас вопрос(он у вас есть, я знаю), почему именно такие узлы, то и тут есть разъяснение. Во-первых, эти узлы отлично гасят нагрузку, если вы сорвётесь на ус самостраховки. Во-вторых, "восьмёрка"-проводник на точке D занимает места меньше, чем "баррель" (не вяжите его на D), также "восьмерка"-проводник короче проводника "девятки", легко перемещается и относительно легко развязывается; "баррель" же отлично фиксирует карабин (встречаются порой варианты, когда у карабина какой-нибудь "проводник", но так делать нет никаких оснований).
Фигня делов и ус готов - динамики на один ус надо 1,85-1,9 метра, а уж диаметр выбирайте сами - мне в последнее время всё больше нравятся варианты диаметром 8,5 - 8,9 мм от Beal и Tendon. Усов я рекомендую всё время на обвязке держать два и вот чтобы в них не путаться, лучше взять куски динамики разных цветов - если возьмёте красный и зелёный, будете как корабль или самолёт со включёнными строевыми огнями, ну или вертолёт - тогда красный вяжите слева, зелёный справа. Один товарищ даже карабины подобрал в цвет. Стильную чёрную динамику не очень рекомендую - если будете совершать много манёвров около такой же по цвету навески, то устанете отвлекаться и концентрировать внимание - усы, как и верёвка навески пропылятся со временем и видеть вы будете темно-серое месиво.
Так-с, сколько резать верёвки понятно, какие узлы вязать понятно, на навигационные огни посмотрели, что дальше? Дальше после завязывания узлов надо усы протянуть. Протяжна осуществляется простой нагрузкой весом пользователя. Никаких прыжков и рывков - не забивайте узлы на глушняк - они, как и динамические свойства верёвки призваны помогать амортизировать, если вы решите сорваться на них!
Что должно получиться? Ус выйдет такой длины, чтобы вы до карабина уса дотягивались уверенно так пальцами. Практически все, когда завязали усы вытягивают их рукой, утверждают, что коротковато, но когда при протяжке узлы протягиваются и немного от вашего тела отдаляется точка D, карабин уса и баррель становится в ладонь - ус идеальной длины. Где-то в сети (или даже в ICOP) мне попадались данные, что с карабином ус не должен быть длиннее метра, но пока подтверждения не нашлось, увы.
Динамика VS статика.
Блок «как оно(ус) работает?» мы ещё не закончили - почему же такой акцент на динамике? Всё просто, если ус из неё, то она "гасит" последствия срыва при FF ≤ 1, а выше уже "не гасит", и если ус из статики будет, "не погасит" последствия, и даже если это динамика будет, но со сшивками, то риск последствий есть. О каких последствиях речь-то?, спросите вы - вы - красавчики и достаёте на белый свет вопрос за вопросом. Сейчас будет цитата; душноватая, но вы уж напрягитесь.
Наше тело способно выдержать определённой силы рывок без вреда для себя. Согласно стандартам UIAA, рывок на тело не должен превышать 12 kN, согласно BS 7985 (Британский Институт Стандартов (BSI)) - 6 kN. Такая значительная разница в максимуме вызвана тем, что риски, допустимые на работе, значительно меньше рисков, допустимых для подготовленных спортсменов. В1983 году Maurice Amphoux провёл исследования, изложив их результаты в докладе, названном им "Exposure of human body in falling accident". Отправной точкой он взял нагрузки, испытываемые при раскрытии парашюта - 12 kN. Сравнив результаты лабораторных тестов с этим значением, он учел несколько факторов - парашютисты, в большинстве случаев, молоды, подготовлены физически, прошли обучение и сгруппированы в ожидании рывка. Все это отличало спортсменов от простых рабочих. Ввиду того, что точно измерить способность организма переносить неожиданные нагрузки в неожиданном положении практически невозможна, он предложил ввести 6 kN как стандарт, используя амортизаторы для ограничения нагрузки. В то же время, американские и канадские стандарты говорят, что безопасный максимум - 8 kN. Имея не меньшую историю и объём рабочих часов, чем британская ассоциация, они используют это это значение с 1979 года, так и не имея прецедентов получения серьёзных травм при срывах. При этом тестовый груз у американцев - 136 кг, а у канадцев и европейцев - 100.
В общем, если вы считаете себя больше человеком с прекрасным лицом(европейцем то есть), а не крепким американоканадцем, то не перегибайте палку, не балуйтесь срывами на сшивки, мойте руки, пользуйте динамику. Ну и держите в голове, что срыв на работе он всегда внезапный и нежелательный, а если вы производитель работ и несёте ответственность, то ещё и седых волос добавляет, а здоровья может поубавить.
Я тут вспомнил одну штуку, которую по-хорошему надо было писать в шапке заметки. Все эти усы из динамики - outlaw - вне закона то есть. Совсем. Без исключения. По 782Н прям ата-та! Но(!) козе в трещину следование букве закона, если по ним надо работать строго только на том, что может навредить. А что там, собственно есть? Так вот там для позиционирования ГОСТированные стропы. Шьют их не факт, что из динамики (к цитате выше - допустим более-менее крепкий организм сорвётся и выдержит фф 1 и чуть больше), а скорее из статики, и тут вот уже знатно позвоночник может переместиться в исподнее. Нужен же нам из всего этого продукт, который нам прям поможет в работе - это стропы регулируемые. То есть сейчас мы подходим к идеальному (ИМХО) набору для ИТО и позиционирования в безопорке не на верёвках. На обвязке достаточно двух усов из динамики и одного регулируемого стропа.
Всё, база. Если, вдруг, денег на регулируемый строп нет, но где-то работать на балках/фермах/etc. нужно, а аналог регулируемого стропа из спусковухи и куска верёвки сделать не додумались, то хорошая и полезная штука с собой это short link - короткая скальная оттяжка с двумя карабинами.
Что на другом конце?
Карабины. Важный элемент для позиционирования это соединительный элемент, а именно: форма, муфта и материал. Начну с серёдки. Муфту винтовую на карабинах усов вообще не рекомендую, так как это долго и нудно. Успешные промальпы быстро перестёгиваются на пути к куче денег, потому либо твисты, либо триакты. Триакты объективно предпочтительнее - раскрываются также быстро, а вот сложность в раскрытии, особенно без вашего контроля заметно выше. Твисты хороши на соревнованиях, но мы ведь про работу, верно?;)
Материал. Тут, если честно по ситуации. Опыт работы подсказывает, что в зависимости от ситуации лучше под неё подстроиться: где-нибудь на строительстве и обслуживании сотовой или заводах, где встёгиваться вы будете во всякое непотребство, карабины из стали выручат и сердце кровью не будет обливаться от сдирания краски с красивых алю карабинов.
Если же в планах максимальное облегчение, а работать надо по-большому, то можно на все усы и, например, слинги, поставить алюминиевые карабины и в путь.
Сам я предпочитаю набор такой: на левом усе твист kong Оvalone(алюминий), на правом(жумарном) усе petzl triact OK(алюминий), на регулируемом стропе adjust petzl Vulcan(сталь). Тут можно проследить и формы карабинов - овал выбран, как наиболее универсальная форма, его «поведение» предсказуемо и понятно. Vulcan это большой D-образный карабин, который не жалко встегнуть в какую-либо грубую стальную точку, его раскрытие позволяет установить его на некоторый сортамент стали, он удобен даже как ручка и в меру тяжёлый чтобы что-то стукнуть (карабин - это СИЗ и я вам такого не говорил). Трапеции на усах по моему мнению не так удобно лежат в руке, мелкие D-образные орбиты, спириты, кольты, см’д попросту непрактичны. HMS-карабины на усах в промальпе я не распробовал.
Итог
Усы, они же усы самостраховки подразумевают, что на них (иногда и без последствий для здоровья) можно сорваться, особенно пока никто не видит и фф не больше единицы, на стропы позиционирования мы не срываемся, а всё время держим их нагруженными. Стропы фиксированной длины из статики - вещь для промальпа малополезная, хотя по факту буквы закона - верная. Если ходите много ИТО на усах, перевязывайте узлы раз в недельку и заменяйте, когда красивые разноцветные усы стали некрасивыми.
Бонус - если регулируемого стропа и short link’а нет, но очень хочется, вяжите третий ус и регулируйте кролём или схватывающими узлами из репшнура. Всё.
Safety first, ёпте! Безопасность или смерть!!
Бонус для тех, кто добрался до конца заметки