XIX Фестиваль кино и фото работ Золотой Компас 2025. Часть 1
Российский фестиваль туристских фильмов и фотографий
«Золотой Компас» проходит уже почти 20 лет.
Он показывает лучшие фильмы о спортивном туризме в России.
Аутдор, экстрим, красота России, редко посещаемые уголки нашей родины.
Сегодня в гостях у Guru - директор фестиваля Дмитрий Веселов
Золотой компас проводится уже много лет. Расскажи пожалуйста, с чего все начиналось, и что стало переломным моментом, после которого фестиваль приобрел такую широкую известность?
Фестиваль проводится уже 19 лет. Его создал Сергей Черник, опытный водник. Он погиб в 2008 году. У него было желание показать различные виды туризма, их красоту и техничность. Он сделал сначала московский фестиваль, который достаточно быстро стал принимать работы со всей России и стал всероссийским.
Я в фестивале появился в 2015 году, тогда фестиваль переживал не лучшие времена, старая команда устала его делать, не было пиара, кто-то иногда пытался его возродить, но что-то не получалось.
Фактическая реинкарнация произошла в шестнадцатых- семнадцатых годах, когда я перевел фестиваль в интернет, появился сайт, и заявки приходили уже онлайн.
Общение через интернет, посты, группы - все это немного оживило фестиваль, о нем узнали новые авторы, появилась аудитория, и за три сезона он вырос раза в три-четыре. На данный момент подают около 250 киноработ и около 400-600 фоторабот, но он увеличивается с каждым годом, в 2024 году было 600, до этого 400, посмотрим, как будет в 2025. Но мы за количеством не гонимся.
Для кого вы делаете фестиваль? Что видите своей миссией?
Основная цель фестиваля — это соединить автора со зрителем. Любой автор имеет вокруг себя круг знакомых, может быть, показывает работы в своем клубе, но выйти на широкого зрителя — это проблема, потому что о нем как-то должны узнать.
Фестиваль как раз и создает аудиторию, которая смотрит, проживает вместе с автором его работы. И это, наверное, одна из основных миссий. Потому что показать красоту спортивного туризма, эмоции - это очень важно. А основное - это чтобы зритель увидел работу, а автор понимал, что работа идет не в стол
Какие требования к материалам для конкурса? По каким критериям и как оценивают?
Критерии:
- Смотрибельность (как воспринимается зрителем в целом)
- Сюжет
- Операторская работа
- Работа со звуком
- Монтаж
- Актерская работа (если есть, для некоторых номинаций)
- Общий уровень работы (удачность сочетания этих параметров).
Нужна ли профессиональная аппаратура или фото и видео с айфона тоже подходит?
Нет, не нужна. Айфон отлично снимает (начиная с 11го ), другие смартфоны - не менее достойно.
Есть ли шанс победить у непрофессионального фотографа/оператора?
Конечно есть.
Во первых, любой конкурс сравнивает поданные работы в номинациях. Поэтому выгодно подавать работы в менее популярные номинации.
Также ценится идея и подход к ее реализации.
Когда есть качество картинки - всегда приятно, но при отсутствии достаточно интересных остальных показателей, картинка работы не вытянет.
Есть стандартные техники, которые делают работу зрелищной:
- использование разных планов при съемке (ближний, дальний, средний).
- динамика развития сюжета.
- хорошо дополняют работу живые эмоции, интервью.
- также работа выигрывает, если использовать музыку и мелодии, соответствующие эмоциональной атмосфере.
- Временной интервал работы - часто авторам жалко выбрасывать родной материал, и работа получается слишком длинная. Сюжет не динамично развивается, монтажные ритмы становятся не привлекательными.
Конечно, профессионалы имеют бОльший опыт работы с этими и другими элементами, по сравнению с любителями. Но не редки случаи, когда любительские работы имеют идею и изюминку, выглядят более привлекательно и обыгрывают работы профессионалов.
Кто обычно является участниками? Профессионалы которые едут специально за съемками, или обычные люди которые снимали что-то для себя, свой поход, восхождение и тп, и потом решили отправить?
Основными участниками являются обычные путешественники, которые идут маршрут или поход.
Зачастую интересные фото получаются из-за того что участник оказался в нужном месте в нужное время, Или хорошо понимает, где эти кадры могут быть. Причем это относится и к фото, и к видео.
В качестве рекомендации могу посоветовать, зная примерный маршрут и выделяя интересные и сложные моменты, заранее прописать нитку возможного сценария. По ходу маршрута многое изменится, но отдельные части канвы будут являться основой.
Продолжение следует